Оплата за домофон без договора. Кто прав?

Опубликовано: 27.01.2015 / Просмотров: 4 931

 

Вопрос: Мне, собственнику приватизированной квартиры в г. Гомеле, неоднократно поступают квитанции (жировки), в которых указано, что у меня имеется задолженность по уплате услуг за техническое обслуживание входной металлической двери в подъезде с электрическим кодовым замком и переговорным устройством, а также неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг. Дом не кооперативный, его обслуживает ЖЭУ. При входе в подъезд я использую чип, чтобы открыть дверь. При этом я как собственник квартиры никаких договоров со сторонними организациями на обслуживание входных дверей в подъезд многоквартирного дома не заключала, домофон у меня в квартире отсутствует. При посещении офиса коммерческой компании, перед которой у меня якобы образовалась задолженность за услуги, мне пояснили, что я якобы обязана на основании ст. 11 и ст. 12 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении» производить оплату за пользование  и обслуживание входной дверью в подъезд многоквартирного дома, не смотря даже на то, что мною никакие письменные договоры с данной организацией не заключались на обслуживание запорно-переговорного устройства.  Также следует сообщить, что  мною был заключен договор с государственной организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома. Должна ли я платить за данные услуги коммерческой организации без договора?

Ответ: сначала обратимся к нормативно-правовым актам, которые регулируют данные правоотношения.

Согласно ст. 4 Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» Жилищно-коммунальные услуги классифицируются на:

основные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям.

дополнительные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем.

Согласно ст. 1 этого же Закона:

потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель — юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги на основе договора.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.01.2009 № 99 к перечню основных жилищно-коммунальных услуг относится, кроме всего прочего, и техническое обслуживание жилого дома.

Согласно законодательству организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт жилых домов по договорам с собственниками жилых помещений, обязаны обеспечивать исправное состояние недвижимого имущества совместного домовладения, в т.ч. производить контроль за техническим состоянием замочных устройств, дверей.

Тот факт, что Вы как потребитель уже заключили договор с ЖЭУ, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов и пользованию лифтом, согласно которому Исполнитель обязан  производить в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов техническое обслуживание общего имущества и обеспечивать его содержание в исправном состоянии. Это говорит о том, что Вы как потребитель уже оплачиваете  услуги государственной организации по техническому обслуживанию запорных устройств и входных дверей в подъезд. Кстати об этом должна свидетельствовать графа в жировке «Техническое обслуживание конструктивных элементов жилого дома».

Согласно п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса «Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе и других актах законодательства».

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса «Плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что требования коммерческой организации об уплате Вами задолженности за пользование и техническое обслуживание запорно-переговорным устройством и/или за техническим обслуживание дверей в подъезд многоквартирного жилого дома являются незаконными, т.к. Вы как потребитель не заключали письменный договор  с указанной организацией на оказание соответствующих услуг и фактически они Вам не предоставлялись.

Остались вопросы?

Опишите максимально точно свою проблему для того, чтобы юрист заранее подготовился к разговору с Вами. Среднее время ответа 1 час.